Проблема:
Такое нередко
встречается в песочнице, в детском саду, школе. В нашем обществе пока, к
сожалению, не принято с уважением относиться к детям, не важно, свои это или
чужие. От такого агрессивного напора чужого взрослого теряется не только
ребенок, но, порой и родители, не зная, что делать. Давайте посмотрим, как
можно повести себя в подобной ситуации, потому что для ребенка крайне важно,
как прореагирует его родитель.
Объяснение:
1.
Ребенок перед взрослым беззащитен. Но когда это близкий взрослый, то у ребенка
есть опора в виде хороших отношений с ним. Поэтому замечания и наставления со
стороны близкого воспринимаются ребенком по большей части нормально, поскольку
это безопасно для него. Но когда на ребенка ругается чужой взрослый – это его
пугает, потому что силы очевидно не равны, власть у взрослого, безопасности
нет.
2. Для
того, чтобы сын почувствовал себя в безопасности, мама в первую очередь
физически загораживает своего ребенка от женщины, которая воспринимается им как
угроза. Так ребенок будет чувствовать себя под защитой. Затем мама выравнивает
ситуацию, инициируя разговор «по горизонтали» взрослый-взрослый. Мама помнит,
что дети находятся рядом и сейчас они увидят модель поведения в конфликтной
ситуации. Поэтому, мама демонстрирует уважение к оппоненту и сначала
здоровается, затем представляется и спрашивает имя. Благодаря знакомству
разговор будет более персональным.
3. Мама
уважительно относится к сыну, поэтому присаживается, чтобы быть с ним на одном
уровне. Мама понимает, что ее ребенку пришлось не сладко, что он хороший
мальчик и у него не было злого умысла. Поэтому она жестом, выражением лица,
своим обращением показывает сыну свое понимание его, расположение к нему и
поддержку. При этом мама однозначно проводит границу «свое-чужое».
4. Саша,
пусть и не специально, но все таки нарушил границы Леши и Светланы, взяв Лешину
игрушку. Поэтому, мама приносит свои извинения. Мама также понимает, что дети
ходят в одну группу в детском саду и недоразумения могут повторяться. Поэтому
мама договаривается со Светланой о том, как действовать в будущем. Важно, что
Саша это слышит. Так он будет ощущать себя более защищенным. Опыт защищенности
способствует укреплению чувства собственной ценности и значимости. Мамина
защита как бы сообщает ребенку «ты важный и ценный, поэтому я не разрешаю
обращаться с тобой плохо».
5. У
ребенка не было злого умысла, когда он брал чужую машинку. Скорее это можно
расценить как ошибку. Поэтому здесь не идет речь о каком-либо порицании. Кроме
того, Саше пришлось выдержать испытание, когда его отчитывала чужая женщина.
Сашиной маме хочется сына как-то особенно поддержать и она находит такой способ
– подарить такую же машинку на праздник.
6. Мы
не анализируем ситуацию, когда ребенок еще переживает случившееся. Потому что
так он может почувствовать себя одиноким, не понятым и замкнуться, отвечая
формально. Когда же все неурядицы позади и душевное равновесие восстановлено,
тогда появляется возможность проанализировать, что случилось и что к этому
привело. Так, ребенок сможет извлечь полезный опыт из сложившейся ситуации и
научиться, чтобы в дальнейшем не попадать в подобное положение. При этом мама
не рассказывает сыну как надо, а интересуется, какой логикой руководствовался
ребенок. Это даст ей информацию о «белых пятнах» малыша. В дальнейшем мама
может уделить этому особое внимание, чтобы сын лучше ориентировался. Наводящие
мамины вопросы помогают ребенку самому найти верное решение в проблемной
ситуации. Такой подход помогает ребенку почувствовать себя более компетентным и
в сложной ситуации опираться на себя, особенно, когда он не может у кого-то
спросить, чтобы в дальнейшем не попадать в подобное положение.
http://fly-mama.ru